По скорости и долговечности укрепления ландшафта подпорными стенками шпунту Ларсена нет конкурентов. Готовая конструкция может прослужить десятки, а в некоторых случаях и сотни лет. Материал отличается высокой прочностью и стабильностью, не пропускает воду и исключает оползни.
Рынок шпунта Ларсена 2022
Еще под конец 2021 года рынок шпунта начал «волнение», в 2022 году ситуация и вовсе стала несколько пугающей: экономическая и политическая ситуация в мире привела сначала к сокращению объема поставок профилей, а затем и вовсе к их полному прекращению. В итоге уже к середине весны на рынке металлошпунта возникли первые признаки дефицита. Что происходит с рынком сегодня и каковы прогнозы до конца 2022 года – вот вопросы, которые волнуют строительные компании. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
Что произошло с рынком шпунта?
Как известно, шпунтовый металлопрокат поставлялся на российский рынок с 3-х ключевых направлений:
- отечественные металлургические предприятия;
- европейские производители;
- китайские корпорации.
В связи с политической обстановкой европейские производители были вынуждены остановить поставки в Россию, пусть и в ущерб собственному развитию. Казалось бы, это должно было послужить сигналом для китайских поставщиков. Но ситуация обострилась, и металлурги из КНР также покинули российский рынок, очевидно, чтобы не нести репутационные и деловые убытки при торгах на международных рынках. В итоге в России остались только российские производители.
Но увы, их не так уж и много. Крупнейший из них – ЕВРАЗ. Он производит дорогостоящий и тяжелый Л5-УМ, часто избыточную для реализации многих объектов. Остальные, включая челябинский ТрубМет, физически не могут производить больше продукции.
Часть застройщиков пока не паникует, поскольку металлошпунт относится к оборачиваемым профилям. Поэтому вполне можно найти БУ профили ушедших марок. Но пикантность ситуации заключается в том, что при отсутствии поставок новых шпунтовых свай, на рынке БУ профилей тоже возникнет дефицит. Ведь пройдя предельное количество циклов погружения шпунтина приходит в негодность. Добавим к этому то, что многие закупают новый шпунт для его использования в качестве постоянной конструкции. Соответственно, перспективы нельзя назвать радужными.
Возможна ли замена импортных аналогов шпунтом российского производства?
Шпунтовые сваи выполняют одну и ту же функцию: усиливают стенки котлованов, береговых линий и других объектов. Но отсутствие многообразия профилей существенно сокращает возможности проектировщиков.
Ситуация несколько схожа с пропажей шпунта Ларсена Л4 – металлошпунт был востребован на рынке, поскольку сочетал легкость, прочность и долговечность. Даже в 2021 году проектировщики озадачивались подбором адекватной замены, и это при наличии на рынке новых и БУ профилей типа GU 16N, AZ 20-800 или SPU IV.
Сейчас у проектировщиков остался, по сути, и без того дефицитный Л5-УМ. Да, шпунт отличается высокой несущей способностью. Но он много весит и по большому предназначен для условий, где шпунтовая стенка испытывает колоссальные нагрузки.
Теоретически заменить SPU IIIA или GU 18Т и даже VL 605 можно продукцией серии СШК. Но и то с большими оговорками. Вместе с уходом импортных производителей рынок страны лишился доступа к Z-образным профилям и многим другим решениям.
Возможности импортозамещения
Да, доля российского шпунта на рынке России составляла по разным оценкам от 50 до 80%. Но проблема уходит куда глубже: многие компании работали на импортном производстве. Запас запчастей рано или поздно подойдет к концу. И тогда производственные линии могут встать.
В сложившихся условиях отечественные производители должны бы «поднять голову» и наладить выпуск наиболее востребованных шпунтин. В частности, всех аналогов Л4 и Л5, а также шпунта Z-образного сечения. Но здесь есть несколько сложностей:
- необходимость крупных инвестиций – с уходом иностранных инвесторов найти российского крайне сложно;
- отсутствие оборудования – российское станкостроение можно назвать отсутствующим;
- высокие цены на металл – новому предприятию вряд ли будут отгружать металл на индивидуальных условиях.
Необходимое решение находится не в руках бизнесменов, которые были бы счастливы освоить перспективную нишу. Этот вопрос нужно проработать на государственном уровне. Но сейчас власть решает другие проблемы и вряд ли в ближайшие месяцы что-то изменится.
В то же время российский рынок шпунта достаточно узкий. Следовательно, производители и инвесторы не пойдут вкладываться в него без широкого рынка сбыта. А он может обеспечиваться только на государственном уровне. В частности, это крупные инфраструктурные проекты типа дамб, шлюзов, других гидротехнических сооружений. Без этого об импортозамещении можно не задумываться.
Надолго ли хватит существующих запасов шпунта?
Отказываясь от импортозамещения, которое в современных реалиях 2022 года выглядит маловероятным, стоит оценить запасы профилей на складах поставщиков. Он, увы, невелик. Еще в прошлом году на рынке не доставало многих товарных позиций. Заказы исполнялись с отсрочкой 1,5-3 месяца.
Сейчас заказать шпунт под какой-то проект за границей все еще реально. Но сложности логистики автоматически увеличивают сроки исполнения контрактов на неопределенный срок. К тому же выросли риски полного неисполнения контракта. И потому ориентироваться на новые поставки уже не стоит.
При текущем развитии ситуации и даже замораживании некоторых строительных проектов, дефицит по некоторым ходовым позициям (GU, AZ) уже наблюдается. Дальше он будет только возрастать. И это при том, что выходит срок замены ранее установленных профилей.
Перспективы рынка шпунта
В отсроченной перспективе дефицит будет возрастать. С рынка уйдут небольшие поставщики и выживут лишь те, у кого есть:
- на складах хороший товарный запас;
- возможность оперативного выкупа Б/У профилей;
- реновационные комплексы для восстановления Б/У шпунта.
Застройщикам стоит иметь в виду, что дефицит будет расти. Поэтому с закупкой не стоит временить – пока не изменится политическая и экономическая обстановка в мире, ситуация будет лишь усугубляться.