По скорости и долговечности укрепления ландшафта подпорными стенками шпунту Ларсена нет конкурентов. Готовая конструкция может прослужить десятки, а в некоторых случаях и сотни лет. Материал отличается высокой прочностью и стабильностью, не пропускает воду и исключает оползни.
Шпунт Ларсена в дорожном хозяйстве
Шпунтовые ограждения нашли свое применение в самых разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в дорожном хозяйстве. Шпунтины максимально универсальны и подходят для реализации самых разных задач, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и объектов дорожной инфраструктуры.
Для чего применяется шпунт Ларсена в дорожном хозяйстве
Несмотря на универсальность, шпунтовый металлопрокат чаще всего используется в 3-х сферах дорожного строительства:
- в качестве ограждающих конструкций котлованов, рвов и траншей;
- для укрепления откосов и береговых линий, если дорога прокладывается по берегу естественного или искусственного водоема;
- при возведении туннелей, мостов, прочих подобных объектов.
Рассмотрим каждую из них чуть подробней.
Ограждение котлована
Стальной шпунтовый металлопрокат применяют на нулевом цикле земляных работ, связанных с извлечением грунта на глубину более 1,2 м. В основном это работы, связанные с возведением инфраструктурных дорожных объектов, требующих подготовленного основания.
Благодаря высокой несущей способности шпунтовая стенка исключает обрушение стенок выемки грунта. Это способствует безопасности проведения работ, связанных с устройством основания – замена грунта, монолитные работы и т.д.
Кроме этого, шпунтовые стенки обладают достаточной герметичностью для гидроизоляции места проведения работ. Доведя шпунтины до водоупорного слоя, можно не опасаться затопления огражденного участка грунтовыми водами. Объемы верховодки, как правило, пренебрежительно малы. В худшем случае может потребоваться насос-помпа для откачки излишков воды, попавших в разработку в виде атмосферных осадков или вследствие таяния снегов.
Укрепление откосов
Современные ГОСТы и нормативы нередко требуют значительного подъема дорожного полотна относительно нулевой точки ландшафта. Также проводятся работы по спрямлению дорог, вследствие чего прокапываются траншеи в холмах.
Образуемые откосы дешевле всего укрепить шпунтовым профилем. В большинстве случае не требуется даже устройство распорных поясов и анкеровки. Шпунтина способна выдержать значительное боковое давление. При этом:
- существенно сокращается объем земляных работ;
- повышается общая надежность дороги;
- снижаются риски разрушения дорожного полотна вследствие подтопления основания.
Не обойтись без шпунта при прокладке дорог вдоль водоемов естественного или искусственного происхождения. Высокая несущая способность, герметичность соединений и долговечность шпунта обеспечивает беспроблемную эксплуатацию дороги по укрепленному берегу. Существуют марки шпунта, способные работать даже в агрессивной среде (морская вода и пр.) на протяжении десятилетий.
Строительство объектов дорожной инфраструктуры
Мосты, туннели, эстакады устраиваются с использованием шпунтового профиля. Шпунтина способна выдержать нагрузку не только от легкового или грузового автомобильного транспорта, но и вес железнодорожного состава. Поэтому использование металлопроката для возведения ответственных конструкций полностью оправдана.
На дорогах с высокой нагрузкой шпунт Ларсена может быть заменен трубошпунтом, который дополнительно усиливался бетоном. Шпунтины при этом выступают в качестве несъемной быстромонтируемой опалубки.
При строительстве туннелей шпунтовый прокат выступает в качестве ограждения стен и исключает их обрушение под нагрузкой толщи грунта сверху. Без них не обойтись, если в месте нахождения тоннеля ведутся земляные буровые работы.
Прочие задачи
Шпунт Ларсена применяется и в решении других зада, связанных со строительством и эксплуатацией дорожной сети. Это и возведение подземных паркингов, и усиление фундаментов при дорожных работах рядом с домами, и многое другое.
Оправданность использования шпунта Ларсена решается инженером-проектировщиком на основании изысканий. Для принятия взвешенного решения ему требуются заключения различных экспертиз – геологической, гидрологической, строительной и пр. Без проекта шпунт в дорожном хозяйстве не используется, равно как и в других сферах строительства, где применяют шпунт Ларсена.