По скорости и долговечности укрепления ландшафта подпорными стенками шпунту Ларсена нет конкурентов. Готовая конструкция может прослужить десятки, а в некоторых случаях и сотни лет. Материал отличается высокой прочностью и стабильностью, не пропускает воду и исключает оползни.
Технологии производства шпунта Ларсена
Шпунтовый металлопрокат используется для укрепления береговой линии, стенок котлованов и траншей, решении других задач по укреплению или устройству чего-либо. Классический шпунт Ларсена представляет собой профиль U-образного сечения. Однако к этой категории с недавних пор начали относить профили и другого сечения – Z-, L-, W- и Ω-образные изделия.
Независимо от сечения металлошпунта существует конечное количество технологий их производства. Только они обеспечат высокие технические характеристики, за которые и выбирают этот способ укрепления грунтов.
Холодный прокат для изготовления шпунта Ларсена
Изобретение проката металлов датируется 1495 годом и принадлежит гениальном инженеру Леонардо да Винчи, который нарисовал чертеж и кратко описал станок для прокатки олова. До конца XVII века использовались приводы и технологии да Винчи, лишь в XVIII веке стали использовать паровые машины для проката. Это и послужило началом массового использования прокатных станов в металлургии. Век спустя технологии развились до начала производства сортового металлопроката холодным способом.
Суть холодного проката заключается в пластическом деформировании металлической заготовки при температуре металла, равной или чуть больше температуре окружающей среды. ГОСТ указывает, что температура холодного проката должна быть в пределах 10-30% температуры рекристаллизации.
Для холодного проката подходит только низкоуглеродистая сталь. Высоко- и среднеуглеродистые сплавы не используются ввиду потери изделием своих преимуществ.
Холодный прокат позволяет придать шпунту Ларсена:
- соосность – расположение замков на одной линии, что позволяет создавать прямые сплошные конструкции с минимальными трудозатратами;
- прямолинейность – минимальные геометрические отклонения шпунтины, что обеспечивает стыкуемость шпунта;
- высокую прочность на изгиб – холоднокатаный металл обладает малой пластичностью, что позволяет возводить конструкции с большим боковым давлением.
Вдобавок ко всему холоднокатаный шпунт Ларсена стоит дороже горячекатаного из-за большей себестоимости его производства.
Горячий прокат для изготовления шпунта Ларсена
Технологию промышленного горячего проката реализовали только под конец XIX века. Впервые его внедрили в Чехии, причем сразу был смонтирован полунепрерывный стан. Непрерывный стан появился лишь через 30 лет в США, после чего технологию освоили многие металлургические предприятия разных стран мира.
Суть горячего проката заключается в пластичном деформировании заготовки:
- заготовка разогревается в проходной печи до температуры свыше 1 000°С (60-70% рекристаллизации);
- металл становится пластичным и поддается деформации универсальным балочным или рельсо-балочным станом;
- после прокатки обрезаются кромки из-за их неравномерных геометрических характеристик;
- замки привариваются к шпунту на линии машинной сварки.
Использование технологии горячего проката несколько снижает прочностные характеристики стали. Они все еще достаточно высокие, чтобы выдерживать боковое давление на шпунт. Но из-за повышенной эластичности в сравнении с холоднокатаными изделиями, не используются в ряде грунтовых условий.
Для горячего проката подходит как углеродистая сталь, так и низколегированная и даже конструкционная. Это сказывается на долговечности элементов, что критично при их монтаже в грунт на длительный срок.
Также следует отметить более высокую материалоемкость конструкции, если используются горячекатаные шпунты. Разница в сравнении с холоднокатаными может достигать 47% при сравнении сопоставимых моментов сопротивления Wy см3/м. Поэтому для реализации удаленных от транспортных магистралей объектов горячекатаные изделия не применяют.
Сварка для изготовления шпунта Ларсена
В отличие от предыдущих способов, сварная технология изготовления шпунтового проката используется только для получения О-образного шпунта, который относится к типу Ларсена лишь условно. Хотя технология позволяет получить практически любой тип профиля – от I- до U- и Z-образного.
Суть заключается в сваривании элементов сплошным швом. Для трубошпунта характерно приваривание замковых элементов, с помощью которых профили скрепляются между собой. Но сварное соединение не испытывает в данном случае основных боковых нагрузок, большую их часть берут на себя именно трубы.
Именно сварной шов считается самым слабым местом шпунта, поэтому даже наращивание шпунта по длине методом сварки используется только в том случае, если:
- цельные шпунтины нужной длины не производятся;
- их доставка на объект невозможна или экономически невыгодна;
- расчетное боковое давление меньше прочности сварного шва.
При этом качество сварного шва регламентируется соответствующими стандартами, в зависимости от используемого типа соединения.
Холодногнутый метод изготовления шпунта Ларсена
Самый дешевый способ производства шпунта – использование холодногнутого способа, который часто называют холодной штамповкой. Он отличается от холодного проката тем, что предварительный нагрев заготовки не производится. Длинную полосу стали закрепляют в вальцах и прокатывают, придавая необходимую форму. На изготовление типичного U-образного профиля необходимо 19 циклов проката и более.
Однако конечное изделие может получить деформации поверхности, что скажется на прочностных характеристиках. Поэтому холодногнутые шпунтины не столь распространены, как остальные типы.
На прочностные характеристик данный способ практически не влияет, поскольку при выборе горячекатаных заготовок эластичность металла достаточна для придания необходимых форм. А вот холоднокатаные стали претерпевают существенные деформации, и при нарушении технологии возможно разрушение изделия в месте гиба.
Особенную сложность представляет изготовление замков холодногнутым методом. В отличие от холодно- и горячекатаного проката, эти сортовые металлоизделия не обеспечивают высокой герметичности соединения, и при их использовании применение герметиков считается обязательным.